Главная Отзывы Статьи Методики Варианты Олимпиадные задачи Разное
Профессиональный репетитор по математике
Александр Анатольевич
+7 968 423-95-89
mirov2021@yandex.ru
Москва

Как сдать ОГЭ по математике?

Общие сведения

         Вопрос, вынесенный в виде заголовка данной статьи, может показаться родителям девятиклассников, читающих эти строки, или школьникам, готовящимся к ОГЭ по математике несколько странноватым. Да, порой в начале 9-го класса кажется, что если ученик из года в год учится по математике на «тройки», то и «тройку» за экзамен он уж точно получит. Даже если это будет такая «тройка», которую обычно называют, «три пишем, два в уме», когда за неудовлетворительные знания ставят «тройку» только чтобы не бросать тень на школу или из каких-либо похожих соображений. Однако, когда обычно осенью 9-го класса ему в школе предлагается написать «пробник», то за него он получает оценку «неудовлетворительно». Почему так произошло? Почему всё то, чему он учился раньше, не хватило для того, чтобы справиться с заданиями пробной работы, основанной на вариантах ОГЭ прошлых лет?
         Сразу хочу разочаровать тех, кто считает, что «тройку» ученик получит даже в том случае, если ничего не знает.
         Во-первых, для получения любой оценки на ОГЭ по математике существует чёткий критерий, состоящий в необходимости выполнить на экзамене определённое число заданий.
         Во-вторых, случаи, когда девятиклассник заваливает экзамен по математике, не так уж и редки. Летом, после неудачной сдачи экзамена, к репетиторам обращаются те, кто экзамен не сдал, только для того, чтобы подготовиться к его пересдаче, которая обычно бывает в конце августа – начале сентября. А кому охота летом, вместо того, чтобы отдыхать, готовиться к пересдаче экзамена, который не был сдан вовремя?
         Отсюда вывод – экзамен необходимо сдавать и сдавать его вовремя, обычно в начале июня. А для этого необходимо восполнить те пробелы в знаниях, которые образовались за все прошлые годы обучения в школе. И задача эта часто очень нелёгкая, если готовиться к экзамену в одиночку, без помощи квалифицированного репетитора.

Критерии оценок на экзамене

         Несколько слов о том, за что ставится «тройка», «четвёрка» и «пятёрка» на ОГЭ по математике. С 2018 года раздел «Реальная математика» на ОГЭ отменён, а задания, раньше входившие в этот модуль, распределены между модулями «Алгебра» и «Геометрия». Первая часть по алгебре состоит из четырнадцати заданий, по геометрии – из шести. Во второй части три задания по алгебре и три - по геометрии. Задания части 1 требуют краткого ответа, задания части 2 – требуют подробную запись решения. За правильно решённые задания первой части выставляется по одному баллу, за правильно решенные задания второй части можно получить по одному или по два балла. Таким образом, максимально можно получить, за всю работу – 32 балла. «Пятёрка» ставится за результат от 22 баллов, «четвёрка» – от 15-ти баллов, «тройка» – от 8 баллов, причем в каждом случае необходимо получить не менее 5 баллов по алгебре и 3 баллов по геометрии.

На какие задания следует обратить повышенное внимание?

         Как известно, экзамен сдается за все предыдущие годы, а не только за 9-й класс. И, как показывает опыт, нередко самыми сложными для учеников оказываются темы, которые проходились когда-то давно – в 7-м или в 8-м классах, не говоря уже о том, что порой и задачи на проценты, с которыми школьники знакомятся впервые в 5-6 классах, а также на пропорциональность (№ 7 ОГЭ 2018) могут вызвать сложность и привести к потере балла на экзамене. Традиционно достаточно трудным для учеников оказывается задание № 12, для выполнения которого требуется знать формулы сокращенного умножения, уметь приводить алгебраические дроби к общему знаменателю, а также оперировать числовыми выражениями с арифметическим квадратным корнем.
          Бывает, что сложным оказывается и задание 13, где предлагается найти какую-то величину, пользуясь готовой формулой, особенно в тех случаях, где она содержит более трёх-пяти величин. В прошлые годы, в пособиях по ГИА, это задание формулировалось несколько иначе – предлагалось выразить какую-либо величину из готовой формулы и выбрать правильный ответ из предложенных. Но и тогда и сейчас оно вызывает сложности. И это вопреки тому, что оно не сложнее задания 1 и существует простой метод делать это задание правильно.
         Модуль «Геометрия» обычно для очень многих оказывается куда сложнее модуля «Алгебра». Вероятно, это отчасти связано с тем, что традиционно в школах уроков алгебры всегда больше, чем геометрии. Несмотря на кажущуюся лёгкость отдельных номеров, в процессе подготовки к экзамену этим геометрическим заданиям важно уделить повышенное внимание. Кроме того, в «Типовых тестовых заданиях» по ОГЭ, начиная с 2018 г. появились и некоторые новые задания, ранее не включавшиеся в первую часть. Это касается главным образом заданий, связанных с применением теоремы синусов и теоремы косинусов. Если с заданием на теорему косинусов ученики ещё как-то справляются, находя в справочном материале готовую формулу, и верно подставляя в нее данные величины, чтобы найти косинус заданного угла, то с заданиями ОГЭ на теорему синусов дела обстоят несколько хуже – порой и хорошисты в них не могут прийти к верному ответу. Всё дело в том, что эти задания требуют знания наизусть значений синусов углов 30°, 45°, 60° – т.е. табличных значений, которые в справочные материалы не включаются.
         Не меньшую сложность порой вызывают и задания, основанные на некоторых формулах площади треугольника (через радиус вписанной окружности), площади ромба (через диагонали), которые, как выясняется, не всем встречались в школе, но которые легко выводятся.
         В целом хочется порекомендовать ученикам, готовящимся к сдаче ОГЭ, следить за новыми выпусками пособий ФИПИ для сдачи экзамена и ориентироваться в своей подготовке именно на них, а не на варианты прошлых лет, которые в качестве домашнего задания даются школьными учителями ученикам.

За что можно получить «двойку» на ОГЭ по математике

         Если какой-либо отстающий ученик рассчитывает на то, что уж 8 заданий он на экзамене решит, специально не готовясь, то он ошибается. Во-первых, для того, чтобы в конечном зачёте оказалось 8 правильно решённых заданий, необходимо на экзамене выполнить большее число заданий с тем, чтобы хватило баллов. Ведь только 8 заданий могут быть выполнены с ошибками, что приведет к оценке «неудовлетворительно». Во-вторых, если ученик делает только пусть 14 заданий по алгебре и менее трёх по геометрии, то экзамен также считается несданным. Из этого следует, что для гарантированного получения хотя бы «тройки», а также «четвёрки» необходимо быть готовым к тому, чтобы на экзамене выполнить все задания первой части. А для этого важно готовиться к экзамену заранее и знать, как решаются все задания первой части.

         Уважаемые родители! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок сдал ОГЭ по математике на «хорошо» или «удовлетворительно», или у Вас есть какие-либо вопросы, обращайтесь ко мне. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок сдал ОГЭ по математике на "отлично" читайте статью. С уважением, репетитор по математике в Москве, Александр Анатольевич, 8-968-423-9589.

Репетитор по математике 8-968-423-9589 Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г. Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников. Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы - подготовкой к контрольным и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету, на развитие логического мышления.