Главная | Отзывы | Статьи | Методики | Варианты | Олимпиадные задачи | Разное |
---|---|---|---|---|---|---|
Профессиональный репетитор по математике Александр Анатольевич |
+7 968 423-95-89 mirov2021@yandex.ru Москва |
---|
Задание 1. Решить уравнение: Решение: Для начала рассмотрим область допустимых значений (ОДЗ) переменной X. То есть Теперь перейдём к решению уравнения. Произведение равно нулю тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю: Решим первое уравнение: Решим второе уравнение: Таким образом, решением уравнения являются два совпадающих корня x2 = x4 = 1. Остальные получившиеся корни уравнений не удовлетворяют ОДЗ. Ответ. 1. Задание 2. Две бригады проложили туннель протяженностью 700 метров, работая навстречу друг другу. Первая бригада прокладывала ежедневно 3 метра, а вторая прокладывала по 2 метра в каждый из первых 50 дней, а потом работала с той же производительностью, что и первая. Пусть у (м) — координата местоположения бригады, t — время, выраженное в днях. Считая туннель прямолинейным и приняв за начало координат местоположение первой бригады в первый день до начала работы, выполните следующие задания: 1) Запишите уравнения движения у = f(t) каждой бригады. 2) Нарисуйте графики движения бригад в одной системе координат. 3) Определите, через сколько дней после начала работы туннель был проложен и сколько метров проложила каждая бригада. Решение: Так как первая бригада прокладывала ежедневно 3 метра, то уравнение её движения y = 3t (красный график). Так как вторая бригада в первые 50 дней прокладывала по 2 метра, а потом — 3 метра в день, то уравнение её движения: Для того, чтобы определить через сколько дней после начала работы туннель был проложен, необходимо найти абсциссу точки пересечения графиков. Для того, чтобы определить сколько метров проложила первая бригада, надо найти ординату точки пересечения графиков, для чего 125 дней умножить на 3. Получится 375 м. Вторая бригада проложила таким образом 700 — 375 = 325 м. Задание 3. Найдите все значения переменной х, при которых функция Решение: Рассмотрим данную функцию. Область определения функции: Задание 4. В равнобедренной трапеции ABCD с большим основанием AD угол при вершине D равен 60°. Известно, что AD=30, CD=15. а) Докажите, что диагональ трапеции перпендикулярна боковой стороне. б) Найдите радиус описанной около трапеции окружности и площадь трапеции. Решение: Пусть BH = CM — высота трапеции. Рассмотрим прямоугольный треугольник CMD. ∠СDM=60° (по условию), значит, ∠MCD=30°. Отсюда следует, что MD = 1/2 CD = 7,5. Следовательно, MD = AH = 7,5. Откуда HM = BC = 15. Значит, треугольник BCD — равнобедренный. ∠BCD = 120°. ∠CBD = 30°. Так как ∠ABC = ∠BCD, то ∠ABD = ∠ABC — ∠CBD = 120°—30°=90°. Таким образом, диагональ трапеции перпендикулярна боковой стороне. Радиус окружности, описанной около трапеции равен радиусу окружности, описанной около треугольника ABD. Так как треугльник ABD — прямоугольный, то его гипотенуза AD является диаметром окружности. Значит, радиус описанной окружности равен 1/2 AD = 15. Площадь трапеции: Задание 5. Найдите все значения параметра а, при которых система неравенств Решение: Рассмотрим три случая: I. Если a < 0, то решений нет, поскольку модуль не может быть отрицательным числом. II. Если a = 0, то из первого неравенства x = 3. Проверим, не противоречит ли это значение второму неравенству системы: III. Если a > 0, то можно переписать каждое неравенство системы в виде двойного неравенства: Каждое из этих двух двойных неравенств обозначает промежуток на числовой оси. При этом одно решение у системы может быть только в случаях, если эти промежутки будут иметь только одну общую точку. Схематично это можно показать на рисунках: Рассмотрим первый вариант: 2a — 5 = 3 + a, откуда a = 8. Второй вариант: 2a + 5 = 3 — a. Откуда a = — 2/3. Однако значение a должно быть больше нуля, (третье неравенство системы a > 0). Значит, этот вариант не подходит. При a = 8 система имеет одно решение x = 11. Таким образом, Ответ: a1 = 0, a2 = 8.
Задание 1. Решите неравенство: Решение: Перепишем неравенство в следующем виде: Задание 2. Найдите наибольшее натуральное число n,
при котором число 107! делится нацело на 3n.
Ответ. 50. Задание 3. Конькобежцы Иванов, Петров и Сидоров одновременно стартуют из одного и того же
места круговой дорожки. Иванов начинает движение в направлении, противоположном
направлению движения Петрова и Сидорова, и спустя некоторое время встречает Петрова, а
еще через десять секунд Сидорова. Через три минуты и двадцать секунд после старта Петров
обогнал Сидорова на один круг. Скорости конькобежцев постоянны. Через сколько секунд
после старта Иванов встретился с Сидоровым?
Ответ. 50 секунд. Задание 4. Изобразите множество
точек координатной плоскости, координаты которых удовлетворяют системе неравенств:
Решение: Перепишем условие в следущем виде: Решение первого неравенства - множество точек, попадающих в круг, ограниченный условием первого неравенства. Решение второго неравенства - множество точек над и под параболой, осью симметрии которой является ось OX. Таким образом, решение системы - это точки, попавшие под две штриховки. При этом, поскольку второе неравенство строгое, то график необходимо изобразить пунктирной линией. Задание 5. Окружность проходит
через вершины C и D большей боковой стороны прямоугольной трапеции ABCD и касается боковой
стороны AB в точке K. Найдите расстояние от точки K до прямой CD, если длины оснований
AD и BC трапеции равны 9 и 7 соответственно.
Решение: Обозначим расстояние от точки K до прямой CD как KM.
Отрезок KM перпендикулярен CD. Продолжим стороны трапеции AB и CD до их пересечения в точке N.
Задание 6. Найдите все значения параметра
a такие, что уравнение
Решение: Нетрудно заметить, что при
раскрытии модулей в любом случае получится биквадратное уравнение. Для удобства сделаем замену переменной: x2 = t > 0. Если t = 0, то данное
уравнение не будет иметь четыре корня, поэтому сразу же исключим этот вариант.
Из рисунка видно, что для того, чтобы увадратное уравнение имело бы
два положительных корня надо, чтобы дискриминант был больше нуля, ордината точки пересечения параболы с осью OY была бы положительна,
а также абсцисса вершины параболы была бы положительна (красная парабола) (если вершина абсциссы отрицательна, то уравнение
будет иметь два отрицательных корня (синяя парабола). То есть
Перепишем исходное уравнение в виде с заменённой переменной.
Александр Анатольевич, репетитор по математике в лицей НИУ ВШЭ. |
Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г. Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников. Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету, на развитие логического мышления. |