Главная | Отзывы | Статьи | Методики | Варианты | Олимпиадные задачи | Разное |
---|---|---|---|---|---|---|
Профессиональный репетитор по математике Александр Анатольевич |
+7 968 423-95-89 mirov2021@yandex.ru Москва |
---|
Когда-то, в 1990-е, когда я только начинал репетиторскую практику, хороший репетитор определялся умением с ходу решать задачи повышенной сложности. Например, приглашали родители репетитора, а их ребенок на первом занятии показывал репетитору задачку, которую не в состоянии решить сам, и которую должен суметь решить репетитор. Если репетитор решал задачу, значит, он демонстрировал соответствие своей профессии. И с ним договаривались о дальнейших занятиях. Поэтому квалификация репетитора обычно была выше, чем у школьного учителя. Отличие репетитора от школьного учителя состояло в том, что если первый с ходу (т.е. без подготовки) решал задачи, то второй обычно готовился к школьному уроку и, планируя его, не оставлял времени для ответа на вопросы. Бывало, что подходил ученик к школьной учительнице после урока с вопросом, а та, отнекивалась, ссылаясь на нехватку времени, и говорила, что непременно подготовит ответ на вопрос к следующему занятию. А вот репетитор решал задачи сразу, потому что предъявлял к своему профессионализму высокие требования. Если вопроса у ученика не было, то тогда самому репетитору надо было рассказать, как решается какая-то сложная задача, да в присутствии родителей и после чего последние, после "показательного выступления" репетитора принимали решение о занятиях с ним.
Но так было когда-то. Теперь же нередко случается, что репетиторы берут задачи на дом, прикрываясь тезисом о том, что «совершенно недопустимо, когда репетитор по математике ищет решение задачи на самом уроке», а то и вовсе не берутся за ученика, если тот просит объяснить решение какого-то (своего!) примера уже на первом занятии. И в самом деле: куда проще обучать по своей программе, из года в год рассказывая решения одних и тех же задач, чем с ходу решать текущие и потому конкретные проблемы учеников. И если возникает ситуация, что нужно срочно решить задачу, то в ход идут любые отговорки. Утверждается, что якобы «репетитор может найти такое решение, в котором используется не изученный материал, и объяснять ребенку что-либо вообще не удастся». Интересно, какое такое решение может найти репетитор, если, например, семикласснику в школе дали пример по программе седьмого класса? Что же получается, репетитор знает программу седьмого класса хуже, чем его ученик? Или ученику в седьмом классе предложили решить задачку из программы ВУЗа? Или десятого класса? А такое разве бывает? Да, бывают нестандартные олимпиадные задачи, над которыми стоит подумать. Встречаются задачи, особенно в математических школах, которые выходят далеко зарамки обычной школьной программы. Над некоторыми стоит подумать и подготовить их решение. Но когда репетитор отказывается с ходу решить какое-нибудь уравнение с модулем, объясняя тем, что таких уравнений нет в школьном учебнике, это говорит о его низком уровне подготовки. Случается, что родители ученика приглашают репетитора с той целью, чтобы тот помог решить какие-то задачи, которые предложили решить в школе. Или подготовить к пересдаче контрольной, за которую ученик получил неудовлетворительную оценку. Родители, как и ученик, с надеждой смотрят на репетитора, надеются, что он, будучи профессионалом, сориентируется, как решать задачу. И это надо сделать срочно, потому что на носу контрольная. Но репетитор, только увидев условие задачи, заявляет: не будем терять время, объяснение решения этой задачи надо подготовить. И откладывает решение на следующее занятие. Интересно, что родители подумают о профессионализме репетитора, о его умении разбираться в сложностях школьной программы? Наверняка ведь решат, что репетитор просто-таки не умеет решать задачи, а пользуется готовыми решебниками или же Интернетом, где сейчас можно найти решение почти любой задачи? И какое у репетитора тогда преимущество перед учеником? Да, бывают сложные, нестандартные одимпиадные задачи. Но задачи, лишь слегка выходящие за пределы школьного учебника, репетитор обязан решать с ходу. Иначе - какой он репетитор? Так что критерием для выбора репетитора должно быть его умение решать задачи, которые не по программе, с ходу. Какие задачи? – может возникнуть вопрос. Один мой коллега на своей странице задает вопрос «Как убедиться, что репетитор, которого Вы выбрали, действительно профессиональный преподаватель?» И сам отвечает: «Предложите решить и объяснить решение такой задачи. Пассажир спускается по движущемуся эскалатору за 36 секунд, а по неподвижному эскалатору – за 63 секунды. За какое время этот пассажир доедет, стоя на движущемся эскалаторе?. Правильный ответ - 84 секунды. Простая задача 6-го класса. И таких примеров простых задач, подтверждающих профессионализм репетиторов, можно привести несколько. Например, я часто предлагаю решить ученикам такую задачу: Арбуз весил 20 кг и содержал 99 % воды. Когда он усох, он стал содержать 98 % воды. Спрашивается, сколько теперь весит арбуз? Правильный ответ - 10 кг. В настоящее время при выборе репетитора в ход пошли документы. Дипломы и сертификаты выкладывают в Интернете, стремясь тем самым подтвердить свою квалификацию. Особенно в этом преуспевают посреднические сайты, сводящие репетиторов с учениками. Разместил репетитор диплом педагогического ВУЗа или даже кандидата наук - значит, у него преимущество перед остальными. Будто это критерий профессионализма или педагогического мастерства. Некоторые репетиторы, создавая свои сайты, размещают статьи, в которых стремятся доказать, почему они – ну, самые лучшие репетиторы, а все остальные - непременно дилетанты по сравнению с ними. И, конечно же, напирают на то, что всем остальным не хватает образования, желания погружаться только в математику, не замечая ничего вокруг. Причём в качестве аргументов приводят только слова. А когда все-таки дело доходит до «показательных выступлений» - решений конкретных примеров или же объяснения своих методик, то тут начинается самое любопытное. Оказывается, что чего-то важного в своей работе они просто не знают. Так, например, один репетитор, выпускник МПГУ, на своём сайте объясняет признак делимости на «4» таким образом: «Я прдпочитаю (орфография с сайта этого репетитора сохранена) рассказывать признак делимости на 4, несмотря на то, что он отсутствует в учебнике: если две последние цифры делятся на 4, то и все число делится на 4». Конечно, тут не поспоришь: если две последние цифры числа делятся на 4, то и число делится на 4. Однако это не признак делимости на «4». Например, число «64». Цифра 6 на 4 не делится, а вот, например, число «564» на 4 делится. И приходится думать: что это, небрежность репетитора или он действительно не знает, что признак делимости на «4» состоит в том, что число делится на «4», если оно заканчивается на два нуля или если число, образованное двумя его последними цифрами делится на «4». Другой репетитор – преподаватель ВУЗа – на своей странице предлагает решённые варианты вступительных экзаменов в лицей № 1580. Пример в котором требуется упростить выражение, он решает... приведением дробей к общему знаменателю. То есть он решает пример таким странным способом, приводя дроби к общему знаменателю дальше он получает в числителе: Интересно, а если бы таких дробей в примере было бы не три, а четыре или пять, например, то тоже бы пример решался приведением дробей к общему знаменателю и перемножениями двучленов? Неужели непонятно, что чем сложнее решение, тем больше вероятность ошибки? И что школьнику на экзамене при поступлении в лицей или гимназию необходимо решить пример наиболее рациональным способом? Странно, что преподавателю ВУЗа неведом самый рациональный способ решения примера, который заключается в методе избавления от иррациональности в знаменателе, т.е. домножением числителя и знаменателя на сопряженное выражение с тем, чтобы после этого при помощи формулы "разность квадратов" избавиться от иррациональности в знаменателе:
К сожалению, родители, определяющиеся с выбором репетитора, в большинстве случаев не разбираются в тонкостях решения задач, выложенных репетиторами в Интернете. И в самом деле, если б родители сами хорошо бы знали школьную программу по математике, то в ряде случаев не приглашали бы репетиторов. Поэтому о качестве преподавания репетитора они могут судить главным образом по статусу репетитора, и, по отзывам о нем. И то и другое, как выясняется, подчас не дает никакой объективной информации о репетиторе и о том, как он может помочь ученику справиться с конкретной задачей. О ловушках статуса можно говорить бесконечно долго, если примеров, приведённых в этой статье недостаточно. Мои соображения об отзывах я изложил здесь. Однако как говорится, голь на выдумки хитра. На одном персональном сайте репетитора мне встретился такой любопытный метод (?) сбора отзывов о репетиторе. Мол, справиться о его профессионализме можно у его прошлых клиентов, для чего... попросить пару-тройку контактных телефонов у самого преподавателя. То есть этими «клиентами» окажутся хорошие друзья репетитора, которые непременно дадут ему высочайшую оценку. Как-то это напоминает «звонок другу» из одной известной передачи, когда этот самый друг заранее согласован. И всё это вместо того, чтобы продемонстрировать свой профессионализм у себя на сайте? В последнее время появились репетиторы, которые в своих анкетах пишут, что они преподают, чуть ли не любой предмет – от русского языка до истории и математики. Да и заявки родителей на репетиторских сайтах нередко стали попадаться с требованиями к репетитору преподавать сразу несколько разных предметов. Родителей понять можно: когда денег не хватает, а помочь ребенку очень надо, то пусть лучше репетитор будет один на все предметы. И при этом недорого. У меня был опыт, когда мама одного трудного ученика, с которым у меня получался прекрасный контакт, предложила мне приходить к нему каждый день и контролировать выполнение им домашних заданий по всем предметам. Она сказала мне: «Ребенок неуправляемый, а у Вас получается настроить его на выполнение домашних заданий». И при этом за часы, которые нужны для других предметов, она собиралась платить меньше – мол, там учить не надо, а надо только контролировать. Невзирая на то, что время я буду затрачивать то же самое. Да, если есть такая потребность – контролировать ученика, - то, безусловно, предложения таких специалистов заслуживают внимание. Однако это уже называется не репетитор, а гувернер. Помочь ученику разобраться с учебником по любому предмету гувернер наверняка сможет, но донести до ученика тонкости всех предметов сразу ему явно не под силу.
Некоторые считают, что раз математика и физика – родственные предметы, и раз в некоторых ВУЗах существует специальность «Прикладные математика и физика», то и репетитор по этим предметам вполне может быть один. Однако это далеко не так. Когда я учился в школе, математику и физику у меня вели разные учительницы, хотя у обеих, согласно диплому, были профессии учителя математики и физики. В институте, где я учился, также физику и высшую математику вели разные преподаватели. Даже высшая математика и ТВИМС (как ты тогда называли другой курс ВУЗовской математики (Теория вероятностей и математическая статистика)) - разные предметы. Их вели разные преподаватели. Так что алгебра, геометрия, пусть и теория вероятностей – это одно, а вот физика – совсем другое. Иногда некоторые репетиторы, желая привлечь к себе внимание, помещают на своих персональных сайтах воззвания. Например, «подготовлю к ЕГЭ с нуля за 20 часов по уникальной авторской методике». И при этом на свои сайты не помещают вообще никакой профессиональной информации. Какие-либо описания этой уникальной методики и хотя бы разобранные по полочкам сложные примеры отсутствуют. Агрессивность такой рекламы рассчитана на невзыскательных клиентов – родителей, не считающих математику серьезной наукой. И зачем только некоторые серьезные репетиторы выступают за систематическое обучение математики на протяжении длительного времени? Есть же репетиторы, которые предлагают решить вопрос, что называется ребром – за 20 часов подготовить любого ученика к сдаче любого экзамена. Однако в действительности, вопрос о запредельной быстроте обучения математике сильно попахивает шарлатанством. Профессиональный репетитор никогда не скажет заранее, не проведя с учеником ни одного занятия, сколько занятий потребуется ему для достижения цели. Как нет совершенно одинаковых людей, так и не может быть учеников с одинаковыми способностями к математике. Одному может потребоваться 20 часов, а другому и сорока мало. План занятий с конкретным учеником профессиональным репетитором обычно составляется, но одно дело показать ученику, как решаются те или другие задачи, и совсем другое дело – научить его самостоятельно решать задачи. А на это влияет сразу несколько факторов, которые, бывает, что и после первого занятия не распознать. Тут многое зависит от интеллектуальных способностей ученика, от его усидчивости, целеустремленности, мотивации и многих других чисто индивидуальных качеств.
© Александр Анатольевич, репетитор по математике в Москве, 8-968-423-95-89. |
Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г. Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников. Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы - подготовкой к контрольным и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету, на развитие логического мышления. |