Графики? — Легко! (ОГЭ: задание 23).

Графики? — Легко! (ОГЭ: задание 23).

         
Довольно часто встречаются ученики, пасующие перед второй частью, и, особенно перед 23-м заданием, где нужно построить график и ответить на вопрос по нему.

          Некоторые мотивируют нежелание рассматривать это задание тем, что в школе (имея ввиду обычную, не математическую) такие задания не рассматриваются вовсе — зачастую школьные
учителя из второй части рассмотрениют только задание 21. Другие считают, что раз даже на «пятёрку» решать это задание не требуется (как известно, на оценку «отлично» достаточно
решить правильно 21 задание — такие требования предъявляются, например, на экзаменах 2018 года), то вообще непонятно, зачем оно даётся. Третьи испытывают скорее психологический страх,
полагая, что все задания второй части такие сложные, что и готовить их к успешной сдаче экзамена не следует.
         Между тем, задания на построение графиков с модулями и выколотыми точками
не такие уж и сложные. И, как показывает опыт, научиться строить такие графики, при его на то желании может не только ученик, претендующий на «пятёрку», но также
и любой хорошист. Для этого нужно только желание научиться строить такие графики.
         Действительно, задания 23 из года в год предлагаются примерно одинаковые. Существует
не более десятка (в действительности несколько меньше) типовых заданий, отличающихся друг от друга только числами. Опыт показывает, что освоить эти задания может любой достаточно
мотивированный ученик за 3-4 занятия с репетитором. Исходя из моего многолетнего опыта подготовки учеников к экзамену ОГЭ (ГИА), многие из них, понимая, что решать эти задания можно легко научиться,
после занятий со мной успешно решают это задание и на экзамене.

         Ниже приведены два примера заданий 23. Конечно, это далеко не все типы этого задания. Все типы заданий № 23 я рассматриваю на занятиях со своими
учениками.

         Задание 1. Постройте график функции:
функция
Определите при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком
ровно одну общую точку.

         
Областью определения функции являются все значения кроме x = 0.

функция

Решим неравенства и методом интервалов определим промежутки, при которых выполняется первое условие и при которых выполняется второе условие:
функция

На участках [ — 2 ; 0) и [ 2 ; + ∞) выполняется первое условие системы, а на участках
( — ∞ ; -2] и ( 0 ; 2 ] выполняется второе условие системы. Значит,
записать функцию можно в следующем виде:
функция

Строим график:
график

Прямая y = m — это прямая, параллельная оси OX. Такая прямая имеет одну обшую точку с графиком при m1 = -1 или m2 = 1

         Задание 2. Постройте график функции:
функция
Определите при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно три общие точки.

Запишем функцию в следующем виде:

функция

функция

значит,
функция

Таким образом, график функции делится на два участка, причём на каждом участке базовым графиком будут параболы. Найдём вершины каждой по формуле
функция
определяем вершины
график функции

Прямая y = m — это прямая или параллельная оси абсцисс, или совпадающая с ней. По графику получаются два варианта. Если прямая y = m совпадает с осью
OX, то m1 = 0. Рассмотрим случай, когда прямая проходит через точку, абсцесса которой равна -0,5 (на графике эта прямая изображена пунктиром). Для
определения значени m2 нужно найти ординату точки, абсцисса которой равна -0,5. Для этого подставим это значение в формулу функции:
функция

функция

Репетитор по математике в Москве, Александр Анатольевич, 8-968-423-9589, подготовка к сдаче ОГЭ по математике

Репетитор по математике 8-968-423-9589

Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *