Что такое сопровождение курса школьной программы?

Что такое сопровождение курса школьной программы?

          Очень часто в последнее время на различных репетиторских сайтах, как компаний-посредников, занимающихся подбором
репетиторов, так и на персональных сайтах и страницах репетиторов стала встречаться точка зрения, что просто «подтянуть знания — плохая цель» для занятий с репетитором,
что «повысить оценку в школе с тройки до четвёрки — тоже не очень хорошая цель». Дескать, в таких целях нет никакой практической ценности. Что якобы у школьников полностью
отсутствует мотивация учиться хорошо, и только в 9-м или в 10-м они определяются со своей будущей профессией и потому могут выбрать математику в качестве основного своего
предмета, знание которого им необходимо для будущей профессии или для поступления в ВУЗ, а могут и не выбрать. И если не выберут, то к чему им напрягаться с математикой
в младших классах?

         Другие репетиторы считают, что разбирать с учениками школьную программу, готовить их к контрольным работам, равно как и
улучшать их успеваемость, т.е. заниматься сопровождением курса школьной программы, не может считаться задачей репетитора. Встречаются даже такие репетиторы, которые крайне
нелестно отзываются о школьных учебниках, утверждая, что в них много лишнего, не требующегося для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, и предлагают свои методические
разработки — материалы, нацеленные исключительно на сдачу экзаменов и игнорируют школьные учебники. Бывает, что репетиторы, готовящие учеников к сдаче ЕГЭ, не разбираются
в школьной программе. Так один такой репетитор назвал у себя на сайте курс математики 6-го класса — алгеброй, а другой, рассматривая методы разложения на множители, объединил
формулы сокращённого умножения, которые проходятся в 7-м классе с формулой разложения на множители квадратного трёхчлена с помощью корней квадратного уравнения, которая проходится в 9-м или в 8-м классе в зависимости от программы.
При этом подчас некоторые репетиторы совершенно упускают из вида такую цель, как улучшение текущих оценок своих учеников в школе. Нередко, если просматривать отзывы о репетиторах, размещённые на сайтах
репетиторских компаний, приходится читать такие упрёки родителей к репетиторам, что последние не разбираются в школьной программе. Это не мешает им успешно готовить учеников к ЕГЭ, но для того, чтобы
улучшить успеваемость учеников в средней школе, лучше приглашать репетиторов, специализирующихся на этом.

         Статистика, которую приводят некоторые репетиторские сайты, утверждает, что
в 90 %, а то и во всех 100 % случаев
репетитора приглашают для того, чтобы он помог сдать ученику ОГЭ и ЕГЭ. Все остальные цели занятий исключаются. Так, один достаточно известный и уважаемый репетиторский сайт
обозначает только следующие три цели для репетитора — подготовка к школе, школьный курс (причем исключительно как подготовку к ОГЭ и ЕГЭ), вузовский курс. Да и репетиторы
подчас нацелены только на подготовку к ОГЭ или ЕГЭ и утверждают, что готовиться к экзаменам надо уже в 7-м классе, причём ради этого все остальные цели вроде повышения
успеваемости следует игнорировать. Некоторые, как школьные учителя, так и репетиторы довольно часто устраивают проверки ученикам в виде тестов с четырьмя вариантами ответов,
не обращая при этом внимания на то, каким методом ученик решает тот или иной пример. Не потому ли подчас попадаются такие ученики, готовящиеся к сдаче ОГЭ, которые
сосредотачиваются на поиске закономерностей в том или ином задании, подгонке каждого ответа под пример и на подобных «методах», усвоенных ими в результате раннего знакомства
с тестами ещё в 7-м классе? Бывает, что ученик выбирает правильный ответ. Но при этом не может объяснить, как он получил этот ответ. Мне, например, неоднократно приходилось
наблюдать, как некоторые ученики отвечают на какое-либо задание теста правильно, но при этом не умеют правильно, с точки зрения математики, его объяснить. А если один раз
угадал ответ, не зная теории, — то не факт, что также будет везти и в дальнейшем.

         Думаю, что такая ситуация, когда репетитор натаскивает ученика только на сдачу экзаменов и не обращает внимания на
школьную программу, равно как и начинает готовить к сдаче ОГЭ в 7-м классе с помощью тестов, — в корне неправильная. Тот, кто придерживается подобных точек зрения, очень далёк
и от школы, и от работы с детьми. В связи с этим возникает вопрос, а как быть, если уже в 7-м или даже в 6-м классах у школьников накапливается систематическая неуспеваемость?
Если ученик получает неудовлетворительные оценки за четверть или триместр? Ждать 9-го класса, чтобы уж тогда-то, наверняка взяться за ум и сдать экзамен, а до того систематически
получать двойки, полагая, что в следующий класс его в любом случае переведут, поставив известную оценку «три пишем, два в уме»? Это категорически неправильно.

         Нежелательные оценки в школе («тройки» и «двойки») в не экзаменационных классах — это сигнал для родителей задуматься
и принять меры. Дело в том, что если ученик систематически получает неудовлетворительные оценки, то это означает, что он уже что-то не понимает, а в дальнейшем это ему аукнется
новыми проблемами с новой темой, основанной на предыдущей.

         Причин непонимания может быть несколько. Наиболее часто родителями называется недостаточная подготовка школьной
учительницы математики, выражающаяся как в отсутствии действенной методики преподавания, так и в недостаточной доходчивости объяснений. Довольно часто приходится слышать, что
в школе математику ведёт молодая учительница, не имеющая ещё достаточного опыта, или не умеющая заинтересовать и сделать изучение математики увлекательным. Бывает, что занятия
в школе превращаются в своего рода муштру, когда от ученика требуется строго выполнять установки учителя в оформлении, за которое при правильном решении снижается оценка.
При этом задачи повышенной сложности, направленные на развитие индивидуальных математических способностей учеников, в классе никогда не разбираются. Не приветствуются и методы
решения задач, отличающиеся от тех, которые предлагает школьная учительница. Всё это ведёт к падению интереса у ученика к изучению математики в школе, причем подчас это относится
к достаточно способным развитым детям. Нередко школьные учителя математики намеренно не объясняют своим ученикам всех тонкостей той или иной темы. Мне встречались родители учеников,
которые сообщали, что учительница ориентируется на средних по математическим способностям учеников, потому что сильных учеников в классе просто не может быть — ведь если такие
и были, то они давно уже перешли в более сильные школы, а остались только те, кто не способны понимать математику в принципе. У детей, не отличающихся сколько-нибудь заметными
способностями в математике, причина отставания и получения неудовлетворительных оценок может заключаться в том, что он что-то пропустил в объяснениях учительницы — или по болезни,
или от непонимания важной темы, на основе которой строится дальнейшая программа. Математика — не литература, не история, где одно изучаемое произведение может быть никак не
связано с другим или одна историческая эпоха во многом отличается от другой. Математика — это дисциплина, в которой всё взаимосвязано и материал, изучаемый, например, в 7-м классе,
в дальнейшем будет встречаться и в других классах, и не как повторение, а в качестве инструментов для решения задач 8-го, 9-го, 10-го и 11-го классов. Принцип «сдал тему и забыл»
для математики категорически не пригоден. А если непонимание накапливается, то «тройки» в 7-м классе ведут к «двойкам» в 8-м классе и хроническому непониманию математики в
9-м классе. Проблемы необходимо решать сразу же, по мере их возникновения. И добиваться того, чтобы и в школе ученик получал хорошие отметки.

         Репетитор по математике — это своего рода лекарь, в обязанности которого входит выявление болячек – тех тем, которые
ученик понимает в недостаточной мере или совсем не понимает, установке диагноза — определения, с чем связаны неудовлетворительные оценки и формированию плана «лечения» — т.е.
того, как решить вопрос улучшения успеваемости ученика. При этом важно учитывать индивидуальные особенности ученика, его способности и скрытые возможности. Если ситуация серьёзно
запущена, то ученику необходимо заниматься строго индивидуально — никакие занятия в паре — с братом, сестрой или с одноклассником, как бы это не минимизировало расходы на занятия
с репетитором, эффекта не дадут. Например, бывают ситуации, когда репетитору предлагают заниматься сразу с двумя учениками. Мол, у обоих в школе «тройки», значит, уровень
примерно одинаковый. Однако на деле оказывается, что у одного может быть твёрдая «тройка», связанная скорее с ленью, отсутствием мотивации и желания учиться на «четвёрки».
А другой серьёзно отстает, не понимает предмет и «тройки» ему в школе ставят только для того, чтобы не ухудшать показатели — т.е. его тройки соответствуют оценке «три пишем,
два в уме». Один довольно быстро схватывает объяснения репетитора, быстро пишет и быстро получает ответ. И тем самым приковывает к себе большее внимание репетитора.
А у другого — проблемы более глубокие, связанные с непониманием; с неумением сосредоточиться и писать быстро. Если у обоих учеников разные темпы работы на занятии, то с каждым
из них необходимо заниматься индивидуально.

         Однако случается, что репетитора приглашают не для сдачи экзаменов, не для исправления неудовлетворительных оценок, не
для навёрстывания пропущенного по тем или иным причинам материала школьной программы, а для постоянного квалифицированного слежения за успеваемостью ребенка. У меня бывали
ученики, которые занимались со мной от трёх до шести лет, причём начинали они с обычной общеобразовательной школы в 5-м или 6-м классах, затем поступали в математические школы,
лицеи или гимназии, готовясь со мной к вступительным, а затем готовились со мной к выпускным экзаменам. При этом везде, где бы они ни учились, отстающими они не были, но их
родители вполне обоснованно считали, что хотя бы раз в неделю их детям нужны занятия с репетитором, потому что математику важно не запускать и не накапливать непонятные темы.
Заниматься с «многолетними» учениками репетитору бывает приятнее всего. Действительно, уже в 6-м классе часто выявляются способности учеников к математике, и именно в этом
классе часто можно заинтересовать ученика, настроить его на более глубокое изучение математики, затем подготовить к вступительным экзаменам в сильную школу — гимназию или
в лицей и далее вести занятия с ним вплоть до выпускных экзаменов. Ведь кому как не постоянному репетитору, занимающемуся с учеником с пятого или шестого класса, знать обо
всех его сильных и слабых сторонах, чётко представлять себе то, что ученик знает и что не вполне. Например, иногда бывает, что родители ориентируют репетитора на подготовку
к вступительным экзаменам в лицей и при этом информируют, что заниматься школьной программой с учеником не следует — ведь по школьной математике у ученика твёрдая четвёрка
или пятёрка. Но в процессе подготовки к экзаменам выясняется, что ученик не знает некоторых элементарных вещей из школьной программы, которые необходимы ему и для решения
экзаменационных задач. А если он не знает чего-то одного, то где гарантия, что он не знает и чего-то другого? И если при этом количество занятий для подготовки к вступительным
экзаменам в лицей ограничено, то может не хватить времени для того, чтобы выявить и устранить все пробелы. И совсем другое дело, если репетитор достаточно давно занимается
с учеником — таких неожиданностей при подготовке к экзаменам в лицей можно избежать.

Репетитор по математике,
Александр Анатольевич Миров,
8-968-423-95-89

Репетитор по математике 8-968-423-9589

Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *