Недавно мне попалась на глаза заметка одного репетитора, в которой он излагает собственные взгляды на то, где проводить
занятия и настаивает на том, чтобы занятия проводились только у него. Может быть, для старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ, это можно признать нормой, но вот как быть
с 5-8-классниками? Ведь для того, чтобы занятия с ними проводились у преподавателя, надо, чтобы их кто-то привозил к нему, причем в дневное время – в 16.00-19.00, когда у школьников
этих классов лучшая восприимчивость к занятиям, причём регулярно, один-три раза в неделю. А как быть, если родители ученика в это время на работе, а бабушки старенькие и не могут
возить учеников на занятия к репетитору? Не отпускать же таких еще маленьких детей одних!
Далее, в этой заметке утверждается, что если репетитор и согласится выезжать к ученику, то отсюда получаются «два варианта
развития событий». Или репетитор будет приезжать исключительно на автомобиле, и «простаивать в пробках часами», или же непременно будет приезжать к ученику «только за дополнительную
плату», а, в конце концов, найдя учеников в своем районе, откажется ездить к ученику. Трудно понять такую логику. А как же профессиональный долг, не говоря уже о профессиональной
этике? Если уж взялся за ученика, взялся помочь ему, то, как можно бросить выполнение задачи на половине пути?
Мне представляется, что во всём этом есть лукавство, направленное только на одно – чтобы ученики сами приезжали, да на дом
деньги приносили. Например, никто не просит «простаивать в пробках». Давно известно, что разъезжая по Москве на автомобиле, легко можно попасть в «пробку». И можно не знать заранее
время, когда удастся добраться до ученика с помощью автомобиля. Но опытный репетитор должен быть пунктуальным. Опытный репетитор не ездит к ученикам на автомобиле. Опытный репетитор
пользуется исключительно городским транспортом. Да, возможны и непредвиденные ситуации — и поезд в метро может неожиданно остановиться, но если едешь на метро, то опоздание может
быть незначительно. А если добираться на автомобиле, то опоздать можно и на полчаса, а это уже недопустимо. Отсюда вывод: к ученикам следует ездить городским транспортом и желательно
только на метро. Если же приходится пользоваться городским наземным транспортом, то следует заранее оговаривать возможные задержки на 5-10 минут или же, как тоже случалось в моей
практике, оговаривать время начала занятия по факту приезда к ученику, т.е. плюс-минус 10-15 минут. Т.е. занятия может начаться и раньше и позже условленного времени. На самом деле
это нормально и обычно никого не напрягает.
За мою многолетнюю практику я давно пришел к выводу, что занятия должны проводиться на территории ученика и тому есть ряд
объяснений. Причем то, насколько далеко живет ученик от преподавателя, не играет определяющей роли. Куда важнее то, насколько далеко ученик живет от метро, или от другого ученика.
Не секрет, что у хорошего репетитора обычно не одно занятие в день может быть, а два и больше. И поэтому в этих условиях важно, чтобы ученики жили сравнительно недалеко друг от друга,
чтобы время на поездку репетитора от одного к другому ученику было минимально. Например, когда-то, еще в нулевые годы, у меня было сразу несколько учеников от станции метро
Кунцевская, до Беловежской улицы. Те, кто знает, где это, меня поймут. Беловежская – это улица, образующая угол между Можайским шоссе и МКАД, т.е. существенно отдаленная (на 4 км)
от ближайшей станции метро «Кунцевская». Мои знакомые репетиторы в такие отдаленные районы стараются не ездить. А мне было это удобно потому, что в том районе у меня было несколько
учеников. И потому я даже просил своих коллег заявки в тот район передавать мне. Друг от друга мои ученика там жили в 10-15-ти минутах ходьбы или в двух-трех остановках наземного
транспорта друг от друга, и за день мне удавалось провести там три занятия.
Занимаясь у себя дома, ученик находится в привычной для себя обстановке, что сразу же снижает различные его опасения
и скорее настраивает на лучшее восприятие объяснений репетитора. Кроме того, дома находятся родители или бабушки и дедушки, которые при их на то желании могут присутствовать
на занятии. Иногда у некоторых репетиторов встречается точка зрения, что будто бы недопустимо, чтобы родители присутствовали на уроке, и объясняют это тем, что в школах же родители
на уроки с учениками не ходят. И что присутствие на уроке родителей сковывает ученика, не дает ему показать свои способности. Мне представляется, что всё это не выдерживает никакой
критики. Родители, приглашая репетитора для занятий с их ребёнком, выступают в роли заказчиков и потому в праве разобраться, за что им платить деньги и как конкретно этот репетитор
может помочь их ребенку и насколько ученик понимает репетитора.
Кроме того, опыт показывает, что занятия, проходящие на выезде, т.е. у ученика дома, в подавляющем большинстве случаев
дают наибольший эффект.
Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.