Арифметический способ решения текстовых задач в 4-5 классах

Арифметический способ решения текстовых задач в 4-5 классах

         Одним из направлений моей работы в
качестве репетитора является подготовка способных учеников к поступлению в 5-й класс сильных школ,
например, гимназии 1543. Поскольку арсенал средств, доступных четвероклассникам для решения
задач повышенной трудности весьма ограничен — они должны решать все задачи арифметическим
способом, даже такие, которые в 5-7 классе решаются уравнением, то именно об арифметическом
способе и пойдёт речь в этой статье. Некоторые полагают, что арифметический способ достаточно примитивен, и что
поступающему необходимо знать, как решать задачи уравнением — якобы именно это демонстрирует его «продвинутость», однако это не так.

         Если для решения некоторых трудных
текстовых задач в 5-6 классе во многих случаях составляется уравнение, то в 4-м классе и при
поступлении в 5-й класс сильной школы, например, гимназии 1543 необходимо умение решать такие
задачи арифметическим способом. Преимущества этого способа состоят в том, что достаточно сложные задачи
можно решить по действиям и подчас почти в уме с помощью несложных рассуждений и простейших
арифметических действий, что сделать с помощью уравнения бывает весьма затруднительно.

         Проиллюстрирую эти размышления решением
одной задачи, предлагавшейся для поступающих в гимназию 1543.

         Задача 1. Если сначала отец наколет четверть дров,
а затем сын — оставшиеся дрова, им потребуется 40 минут. А если четверть дров наколет сын, а
остальные отец, то они справятся за 32 минуты. За сколько времени сын наколол бы все дрова без
помощи отца?

          Просмотрев более двух десятков сайтов,
где приведено решение этой задачи, с удивлением обнаружил, что везде эта задача решена
алгебраическим способом — составлением системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Однако о какой системе уравнений может идти речь в 4-м классе? Значит, предполагается, что 4-классник должен решить эту задачу
арифметическим способом. И такое решение существует. Кстати, оно настолько простое, что позволяет решить
эту задачу при желании в уме.

          Прежде всего, следует отметить, что
производительность отца и сына не одинаковы.

арифметический способ

         Важно отметить, что некоторые репетиторы,
даже рекламирующие подготовку в 5-й класс математических школ, как правило, недооценивают
возможности арифметического способа и обычно, так или иначе, рекомендуют своим подопечным
составлять уравнения, считая именно таких учеников способными и продвинутыми. Но одно дело
предложить ученику составить простенькое уравнение на все действия с числами, причём если
неизвестное находится только в одной его части и совсем другое — если уравнение к задаче
потребует приведения дробей к общему знаменателю, знания пропорции, сокращения дробей —
словом, всего того, что проходится в 5-6 классах. А предлагать четверокласснику решать задачи
составлением системы двух уравнений с двумя неизвестными и вовсе не выдерживает никакой критики.
Безусловно, взрослому, окончившему школу легко решить эту задачу алгебраическим способом, но
нельзя забывать, что четвероклассникам доступен пока еще только арифметический способ. Ни о каких системах уравнений и методах их решения
они ещё ничего не знают.

         Алгебраический способ решения текстовой
задачи состоит в том, чтобы составить уравнение или систему уравнений.
         Арифметический способ
предполагает решение задач с помощью арифметических действий над числами.



         Арифметическим способом можно решить
достаточно много различных задач 5-7-го классов, для решения которых традиционно предлагается
составлять уравнение или даже систему уравнений. Рассмотрим несколько задач, которые можно
решать не только составлением уравнения, но и по действиям, т.е. арифметически.

         Задача 2.
В клетке сидят куры и кролики. У них 40 голов и 124 ноги. Сколько кур и сколько кроликов в клетке?

         В задаче два неизвестных и, кажется, что
иначе как уравнением или подбором задачу решить нельзя. Однако это не так. Решим её арифметически.
Предположим, что в клетке сидят только куры. Значит, у них 80 ног.

1) 40 * 2 = 80 (ног)

         Однако всего ног 124. Значит,
2) 124 80 = 44 (ног)

         Столько ног осталось неучтенных
при нашем предположении. А поскольку у кроликов 4 ноги, то из них по две ноги у каждого мы уже учли.
А две других у каждого пока не учли. Значит, кроликов:

3) 44 : 2 = 22 (кроликов)
4) 40 22 = 18 (кур)
.

         Можно сделать проверку: кроликов
получилось 22. У них 22 * 4 = 88 ног. Кур, соответственно 40 22 = 18. У них 18 * 2 = 36 ног.
88 + 36 = 124 ноги. Значит, задача решена верно.

         Задача 3.
Поезд проходит по мосту длиной 500 метров за 40 секунд, а мимо столба за 15 сек. Найти длину и скорость поезда.

         Задачи такого рода нередко встречаются
на вступительных экзаменах в математические школы и лицеи. В частности, задача на эту тему,
обозначаемую обычно как «задачи на движение протяжённых отрезков» предлагалась для поступающих
в 6-й класс лицея «Вторая школа». Нередко репетиторы рекомендуют решать такие задачи уравнением.
Однако решить её можно и арифметическим способом.

задача о поезде

         На рисунке бледным цветом показан поезд,
подъезжающий в первом случае к столбу с флажком, а во втором — к мосту. Прежде всего,
необходимо уяснить, что мимо столба поезд проходит путь, равный его длине, а путь поезда через
мост равен сумме длины поезда и длины моста. Так как первый путь поезд преодолевает за 15 с,
а второй — за 40 с, то разница во времени — это то время, когда поезд находился на мосту полностью или
время, которое проходит от того момента как локомотив въехал на мост, до того момента как он съехал.

1) 40 15 = 25 (с)


         Так как длина моста равна 500 м, а время, которое
проходит от того момента как локомотив въехал на мост, до того момента как он съехал с моста равно 25 с,
то можно найти его скорость:
2) 500 : 25 = 20 (м/с)


         Так как путь, равный длине поезда (красный отрезок) поезд
проходит за 15 с, то длина поезда равняется:
3) 20 * 15 = 300 (м)

         Среди задач, часто вызывающих
трудности у школьников, относятся задачи на совместную работу различных машин и механизмов
вроде труб, бульдозеров, экскаваторов и т.п. или работников – машинисток, дровосеков, дворников
и т.д. Причём задачи на эту тему – постоянно, как и задачи на движение, встречаются на
вступительных экзаменах во многие лицеи и гимназии в 5-9 классы. Наиболее часто они решаются
уравнением, подчас с помощью дробей. При этом дроби приводятся к общему знаменателю, что конечно
же, не доступно четвероклассникам, поступающим в 5-й класс гимназии 1543. Но наши предки решали
такие задачи обычно арифметическим способом. Как они это делали? Рассмотрим достаточно часто встречающуюся в различных учебниках
задачу:

         Задача 4.

За пять недель пират Ерёма
Способен выпить бочку рома
А у пирата, у Емели
Ушло б на это две недели.
За сколько дней прикончат ром
Пираты, действуя вдвоём?



         Обычно эта задача адресуется 6-классникам и
решается так:
5 недель — это 35 дней; 2 недели — это 14 дней, тогда пират Ерёма выпивает
за день
1/35 бочки, а пират Емеля — 1/14 бочки. Вдвоём они выпивают за день:
пираты выпивают вдвоём


          Обратим внимание на то, что решение требует умения приводить
дроби к общему знаменателю, что по программе обычной общеобразовательной школы проходится не ранее 6-го класса
(например, по учебнику Виленкина).

         Между тем, эту задачу можно легко решить
арифметическим способом.
За 490 (35 * 14) дней Ерёма выпьет 14 бочек, а Емеля за то же время выпьет
35 бочек. Значит, за 490 дней они могут выпить 49 бочек. Откуда следует, что одну бочку они могут
выпить за 10 дней (490 : 49 = 10).

          Запишем решение по действиям:

         1) 35 * 14 = 490 (дней) – пусть
столько дней пили ром оба пирата.
         
2) 490 : 35 = 14 бочек – выпьет за 490 дней Ерёма.
         
3) 490 : 14 = 35 бочек – выпьет за 490 дней Емеля.
         
4) 35 + 14 = 49 бочек – столько бочек они могут выпить за 490 дней вместе.
         
5) 490 : 49 = 10 дней – за столько дней Ерема и Емеля выпьют одну бочку рома.

         Почему в решении этой задачи
присутствует число 490, а не, например, 70? Дело в том, что если шестиклассник знает, что
такое НОК – это входят в программу 6-го класса, например, по «классическому» учебнику Виленкина,
то четвероклассник может этого и не знать. Более того, наши предки решали такие задачи именно
просто перемножая числа. Этот способ доступен и четверокласснику.

         Рассмотрим ещё одну задачу,
предлагавшуюся на вступительном экзамене в гимназию № 1543:

         Задача 5.
От Клина до Москвы 90 км. На полпути между Клином и Москвой находится деревня Простоквашино.
Из Клина в Москву выбегает Шарик со скоростью 12 км/ч, а из Простоквашино в Москву одновременно
с ним на велосипеде со скоростью 15 км/ч выезжает почтальон Печкин. Доехав до Москвы, Печкин
тут же разворачивается и едет назад. На каком расстоянии от Москвы он встретится с Шариком?

         Некоторые репетиторы предлагают
решать такие задачи уравнением, в котором неизвестное находится в двух его частях, да ещё
и агитируют школьных учителей за то, чтобы те учили четвероклассников
пропорциям, приведению дробей к общему знаменателю и их сокращению, решению уравнений 6-го класса — таких, в которых неизвестная величина находится в обеих частях
уравнения, забывая, что и то, и другое, и третье – методы 5-го или 6-го классов, но отнюдь не 4-го.
В 4-м же классе от школьников требуется умение решать задачи арифметическим способом. К нему
и обратимся.

задача о поезде


         Красным цветом показан путь Шарика,
синим цветом — путь Печкина. Чёрно-жёлтым флажком обозначено место встречи Печкина и Шарика.
В задаче требуется найти расстояние между жёлтым флажком и Москвой. Расстояние между городами
равно 90 км, а деревня Простоквашино, согласно условию, находится посредине. Значит, расстояние между
Простоквашино и Москвой равно 45 км:

         1) 90 : 2 = 45 (км)

         Нетрудно заметить, что Шарик вместе
с Печкиным преодолели 135 км:

         2) 90 + 45 = 135 (км)

         Теперь найдём, сколько км в час
преодолевают они вместе:

         3) 12 + 15 = 27 (км/ч)

         Найдём теперь через какое время
они вместе преодолели 135 км (т.е. и расстояние, показанное красным цветом и расстояние, показанное синим цветом вместе):

         4) 135 : 27 = 5 (ч)

         Значит, Шарик пробежал до встречи:

         5) 5 * 12 = 60 км.

         Узнаем теперь, сколько километров
он не добежал до Москвы:

         6) 90 60 = 30 (км)

         Это и будет искомое расстояние.


         В заключение хочется отметить, что
использование арифметического способа решения хадач развивает у школьников логическое мышление
и, зачастую, позволяет решать некоторые достаточно сложные задачи в уме, минуя уравнение
и зачастую не укладывающиеся в голове школьника действия, связанные со всеми действиями с дробями
от приведения их к общему знаменателю до деления и умножения. Встречаются ученики, которые
настолько хорошо вникают в арифметический способ, что способны решать им не только
задачи 4-5 классов, но и 6-7 классов. И в любом случае не стоит таких учеников вынуждать решать
задачи уравнением. Наоборот, полезно развивать их навыки решения задач арифметически.

         Однако исходя из моего опыта репетиторства могу
отметить, что отношение школьных учителей к арифметическому способу неоднозначное. Когда-то у меня был
ученик, который вплоть до 8-го класса решал задачи по математике в уме именно арифметическим способом, но
при этом выше «тройки» в школе не имел. Его школьной учительнице очень не нравилось, если он решал
задачи по-другому — не так, как она учила, и то, что он обычно писал правильные ответы задач,
намного опережая своих одноклассников по времени, решавших задачи уравнением. Но его школьная
учительница требовала в любом случае составлять уравнения.

         С другим моим учеником — пятиклассником,
произошёл такой случай, что школьная учительница в качестве домашнего задания предложила классу
найти в литературе по математике какую-либо задачу и решить её. Мой ученик выбрал в качестве таковой задачу про
пиратов (см. выше). Просто ученику эта задача понравилась занимательным сюжетом, навевающим интерес
к приключенческой литературе с участием пиратов. Однако школьная учительница, не привыкшая решать задачи такого рода
арифметическим способом, заявила, что в самом начале 5-го класса такие задачи решать еще рано — мол, пятикласснику
ещё не знакомы действия с дробями. Пришлось объяснять моему ученику, как решить эту задачу по действиям.

         В последнее время ситуация стала меняться. Встречаются школьные
учителя, которые предлагают своим ученикам решать задачи исключительно логическими рассуждениями и арифметическим способом,
одновременно даже запрещая им решать задачи уравнением. Однако далеко не все репетиторы учат своих учеников
арифметическим способам решения. Если попадается какая-либо задача, которую, казалось бы,
привычнее решать уравнением или системой уравнений (как, например, Задача 1 — см. выше), то её и решают так, как
привычно, забывая, что в 4-м классе эти задачи принято решать иначе и гораздо проще. И поскольку
четвероклассникам алгебраический способ еще не доступен, то это означает, что решать задачи они
должны арифметическим способом. Роль репетитора в таких случаях состоит в том, чтобы объяснить
решение какой-либо задачи понятным четверокласснику арифметическим способом.

         И конечно же, уметь решать даже сложные
задачи именно арифметическим способом полезно всем тем школьникам, которые поступают в 5-й класс
сильных школ, в частности, гимназии № 1543.

Репетитор по математике в Москве, Александр Анатольевич, 8-968-423-9589, подготовка к поступлению в 5-й класс лицеев и гимназий.

Репетитор по математике 8-968-423-9589

Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *