Увидев такой заголовок статьи, посетитель моего сайта наверняка удивится, а что такое «первое правило математики»? Разве такое существует в математике? — Отвечаю.
В математике может быть и не существует, а вот в школьной математике оно действительно самое первое. Бывает, что ученики, причем, как отстающие, так и достаточно продвинутые,
допускают одну и ту же ошибку, а именно неправильно переписывают пример из учебника. Причиной тут может быть как хроническая невнимательность, так и озабоченность ученика
какой-либо проблемой, возможно связанной с каким-то другим предметом, но не с математикой. Думая о своей проблеме, ученик невнимательно переписывает пример, точно забывая,
что он на занятии по математике, где это чрезвычайно важно – неправильно переписанный пример ведёт к неправильности ответа. В таких случаях некоторые репетиторы предлагают
ученику запомнить правило «списал пример – проверь пример». Другие полагают, что из-за невнимательности ошибок не бывает, и что любые (???) ошибки – результат неотработанности
какого-либо навыка. Я же обычно останавливаю таких учеников вопросом: «В чем состоит первое правило математики?» Ученики тут же приходят в себя, услышав ключевое слово «математики»,
а, придя в себя, задумываются, а что за первое правило математики, о котором они в школе ничего не слышали? Тут важно сделать небольшую паузу, чтобы ученик остановился,
отвлекся от других проблем и задумался. После паузы говорю ему: «Первое правило математики – правильно переписать пример». Тут он обычно улыбается – так просто разрешился вопрос
о первом правиле, которое действительно первое. Он не должен его нарушать, и понимает это, а все-таки нарушил, подивившись своей невнимательности. После ученик обращается
к учебнику и находит свою ошибку. В следующий раз ученик, помня о первом правиле математики, уже не начнет решать пример, не проверив, как он его переписал. На мой взгляд,
такой подход к проблеме воспринимается учеником как рекомендация, а не как прямое требование проверить списанное с учебника. Не говоря уже о неотработанности у него какого-то
навыка, вследствие чего некоторые специалисты даже рекомендуют водить… детей на приемы к психологам. И это современные (!!!) рекомендации!
Интересно, а как учили внимательности школьников в советское время, когда не было моды на психологов, и когда школьник рассматривался подрастающим человеком, а не
роботом, для которого ошибок из-за невнимательности не бывает?
Мне, например, нравятся таблицы, представленные в книге «Твое свободное время» (авторы – В.Н. Болховитинов, И.К. Лаговский, Б.И. Колтова). Сегодня она выложена в Интернете
и доступна всем желающим. В ней на страницах 27 и 28, а также на цветной вкладке представлены рисунки, на которых написаны числа не только не по порядку, но и разными шрифтами и размерами.
В заданиях требуется разыскивать числа по порядку – 1, 2, 3 и т.д. Можно показывать эти числа указкой. Ниже показана моя таблица на эту тему. Отыскать в ней следует все числа от 1 до 55
за 1,5 минуты. Можно и по другому поставить задачу: Отыскивать числа по убыванию: 55, 54, 53 и т.д. Занимаясь этими таблицами, отыскивая в них числа по порядку, можно
тренировать свою внимательность и наблюдательность. Только конечно, этим стоит заниматься не на занятиях с репетитором, а дома и желательно несколько раз. Единичный опыт вряд ли даст результат.
А его многократное повторение приучит невнимательного ученика концентрировать свое внимание на цифрах, числахи и отличиях их написания. Поднаторев в этом ученик уже вряд ли неправильно
перепишет пример из учебника, и не напишет, например 45 вместо 35.
© Александр Миров
Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.