Не секрет, что одной из причин отставания по математике является отсутствие у отстающего интереса к предмету. Нередко школьнику куда интереснее компьютерные игры,
например, а не заучивание математических формул, не решение алгебраических примеров, представляющих собой абстракцию из a, b т.д. А если добавить сюда жалобы родителей на то,
что математика в школе преподается, что называется «спустя рукава», что от ученика требуется заучивать формулы просто потому, что так принято и при этом не объясняется, зачем
это нужно, то у отстающего ученика вырабатывается внутренний протест – «не хочу», «не буду учить». И если в школе учитель и дома родители заставляют учить математику, то такой
ученик рассуждает «Ладно, выучу ее, пройду тему и забуду. Зачем перегружать память? Мне уж точно эта математика не пригодится в жизни». То есть ученик едва ли будет что-то учить «из-под палки».
Так, репетитору по математике нередко в 9-м классе, накануне первого экзамена, встречаются ученики, которые ничего не помнят не только из 6-7-го классов, но даже из 8-го.
«Лето – летние каникулы – это бедствие, как говорил один мой ученик, — за лето всё забывается». Другими словами, не захотел выучить так, чтобы помнить, вот и не выучил в свое
время – из-под палки учить не хотелось, а желания учить не было. Поэтому репетитору по математике нередко приходится работать с учениками, у которых отсутствует как интерес
к предмету, так и мотивация. Следует отличать мотивацию от интереса к предмету. Встречаются ученики, у которых есть мотивация, но отсутствует интерес к предмету. Бывает и
наоборот, хотя и несколько реже. Например, бывают случаи, когда ученик уже выбрал для себя цель в жизни – поступить в какой-то конкретный ВУЗ. У него возникает мотивация —
сдать математику, как и любой другой экзамен. Но интерес к предмету отсутствует – ученик, к примеру, решил поступать в медицинский институт и ему математика не особенно нужна.
Поэтому важно подготовить ученика так, чтобы его мотивации ему хватило для сдачи экзамена. Такие ученики со мной занимались. Однако изучение мотивации — тема отдельной статьи.
В рамках этой статьи хотелось бы остановиться на приемах, которые в некоторых случаях, зависящих от настроя конкретного ученика, от уровня его пробелов позволяют пробудить
в нём интерес к математике.
Как считают некоторые репетиторы, интерес к математике у отстающего ученика можно воспитать с помощью занимательных задач, что предлагая их решать отстающему ученику,
можно расположить его к изучению математики. Безусловно, в этом есть рациональное зерно, однако не всё так просто. Конечно, можно отметить, что современные школьники обычных
общеобразовательных школ имеют куда меньше возможностей для расширения своего математического кругозора, чем школьники советских времён. Например, в школе, где я учился в 1970-х гг.
был математический кружок, присутствовать на занятиях которого могли все желающие и совершенно бесплатно. На занятиях кружка рассматривались задачи повышенной сложности,
занимательные задачи, олимпиадные задачи. Да и издавались тогда книги по занимательной математике, даже переводные иностранных авторов, тогда как сегодня большинство
выходящих книг ориентированы на сдачу ЕГЭ и ОГЭ. Однако предлагая школьнику решать занимательные задачи на индивидуальном занятии с репетитором просто так, не соотнося их с
материалом, изучаемым на уроке, может быть полезно не в конце занятия, как считают некоторые репетиторы, а во время его. Например, занятие с репетитором длится часто 90 минут,
тогда как урок в школе у ученика длится 45 минут. Двойная нагрузка на школьника, занятие без перерыва да при присутствии нового человека в его жизни – репетитора — некоторых
школьников может привести к стрессу. Кроме того, бывает, что человеческий мозг не в состоянии непрерывно и эффективно работать над изучением новой темы – мозгу необходима разрядка —
отвлечение на что-то еще. Ради этого и можно предложить ученику решить какую-то несложную задачку занимательного плана, давая понять, что основная тема занятия этим не отменяется.
Но самое важное в таких отвлечениях – психологические моменты. Так, существуют задачи, которые можно предложить решить, как пятикласснику, так и десятикласснику. Предлагая
задачу пятикласснику, можно сказать что-то вроде: «Эта задача для любого класса. Бывает, что ее и десятиклассники не решают. Сможешь ли ты ее решить, учась в пятом классе?» Тут мозг
ученика пробуждается к соревнованию – даже если десятиклассник ее не решает, то вдруг он решит, вдруг он умнее десятиклассника? Опыт показывает, что такие слова побуждают ученика
к мыслительной активности, что он начинает понимать, что математика действительно учит думать, и что его прогресс в школе может зависеть от того, как он думает, а не от того,
что выучил он формулу или нет. И вот когда он в школе добьется успеха работой своего мозга, выучить какие-то формулы ему захочется самому, потому что он поймет, что в этом заключен
его дальнейший успех. Быть в чем-то лучше одноклассников для школьника куда более престижно, чем тупо учить формулы.
При этом, надо отметить, что включение кратковременных пятиминуток для решения лёгких занимательных задач в план занятия далеко не единственный прием воспитания интереса
к предмету. Куда более действенными представляются «заметки на полях». Например, если ученик считает, сколько будет, если умножить 45 на 36 столбиком. Можно сказать ему, что это
несложно подсчитать в уме и привести правила быстрого устного счета (см. Навыки быстрого устного счета). Если ученик увлечется такими методами (а такие ученики у меня бывали), то можно не
сомневаться, что к следующему занятию он наверняка сам, без пожелания репетитора выучит подзабытую им таблицу умножения, начиная понимать, что таблицу умножения он учит не для
школьного учителя, не для репетитора, а для себя. Что знание таблицы умножения и приемов быстрого устного счета, позволит ему чем-то выделиться среди одноклассников.
Может показаться, что подобные нестандартные психологические приемы применимы далеко не для всех разделов математики. Как воспитать у ученика интерес к изучению такой
абстрактной темы как алгебраическая дробь? Как сделать так, чтобы ученик сам выучил все необходимые формулы и правила? Как показывает мой репетиторский опыт, при изучении примеров
на все действия с дробями, можно продемонстрировать ученику несколько раз, что примеры из пяти-шести действий можно решить в уме. Т.е. сразу сказать результат у примера, особенно
если пример не из учебника, а из домашней самостоятельной работы, выданной в школе, с тем, чтобы ученик даже не заподозрил репетитора в заучивании ответов из учебника. Действительно,
профессиональному репетитору не составит труда выполнить 5-6 действий, а порой и больше в уме, которые включают в себя разложение на множители, приведение дробей к общему знаменателю,
умножение дробей, деление дробей. Как показывает опыт, школьники очень заинтересовываются, а как репетитор это делает. Когда говоришь, что для этого всего лишь надо чётко знать
все формулы и правила, то обычно неинтересная тема становится довольно-таки увлекательной. Порой школьники, выучившие формулы и правила, начинают соревноваться с репетитором –
кто быстрее получит верный результат. Если ученик способен достаточно быстро решить такой пример, то записать его подробное решение, как это требуется в школе, ему становится
интересно.
Думаю, что сделать урок интересным – одна из самых важных задач репетитора.
© Александр Анатольевич
Имею большой опыт работы репетитором. За два десятилетия выработаны собственные методики занятий. Окончил технический ВУЗ – Московский автомобильно-дорожный институт в 1987 г.
Еще в институте оказывал помощь однокурсникам по высшей математике. Репетиторством занимаюсь с 1998 г. За это время мною подготовлено к различным экзаменам более 200 учеников.
Специализируюсь на подготовке в лицеи и математические школы, готовлю к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Занимаюсь также сопровождением школьной программы — подготовкой к контрольным
и самостоятельным работам. Прививаю навыки быстрого устного счета, рассматриваю с учениками логические и нестандартные задачи, направленные на воспитание интереса к предмету,
на развитие логического мышления.